Проблема активности, творческой силы сознания
Если сознание является психической деятельностью, то обладает и активностью. Активность может быть определена как совокупность обусловленных индивидом моментов движения деятельности. Нет деятельности вне активности и активности вне деятельности (А.Н. Леонтьев).
Потребности, отражаясь в голове человека, приобретают характер цели, как идеализированной и нашедшей свой предмет потребность человека, как такой субъективный образ предмета деятельности, в идеальной форме которого предвосхищается результат этой деятельности. В основе целеполагающей деятельности человека лежит неудовлетворенность миром и потребность изменить его, придать ему формы, необходимые человеку, обществу.
Следовательно, цели человека порождены как общественной практикой, так и объективным миром. Однако человеческая мысль способна не только отражать непосредственно существующее, но и отрываться от него. Беспредельно многообразный объективный мир, отражаясь в сознании человека образует сложный мир. В этом духовном пространстве движется и творит человеческая мысль.
Мысль движется как по готовым шаблонам, так и прокладывает новые пути, изменяя устаревшие нормы. Она обладает способностью к новациям, творчеству. Мысль как порождение разума отпечатывается в сознании человека. В сознании людей возникают и истинные, и иллюзорные представления.
В психологии выделяются некоторые свойства сознания, которые были использованы нами при развитии идей педагогики сознания:
- сознание индивида характеризуется активностью, которая обусловлена прежде всего спецификой внутреннего состояния субъекта в момент действия, а также наличием цели и устойчивой творческой деятельностью для ее достижения;
- сознанию присуща интенциональность (Гуссерль), т. е. направленность на какой-либо предмет;
- способность человеческого сознания к рефлексии (Л.С. Выготский), самонаблюдению, т. е. возможность осознания самого сознания;
- сознание имеет мотивационно-ценностный характер. Оно всегда мотивированно, преследует какие-либо цели, что обусловлено потребностями организма и личности;
- отражает причинность развития субъекта, отраженных в совокупности чувственных и умственных образах, характере действий.
Индийский философ Шри Ауробиндо писал, что «сознание – это не только сила самовосприятия своего «я» и окружающего мира, оно обладает динамической созидательной энергией и может реагировать на окружающие действия или вовсе воздерживаться от всякой реакции».
- Воспитание детей и подростков в спортивной среде учреждений физкультурно-спортивной направленности
- Положение об Ученическом научном обществе в школе
- Педагогические риски в развитии коллектива
- Влияние коллектива на развитие личности
- Содержание воспитания в коллективе когнитивистской ориентации
- Культурная среда образовательной организации
- Методика коллективной творческой деятельности
- Механизм реализации
- Закономерности развития коллектива
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу