Особенность финала романа «Мастер и Маргарита»

Булгаков был первым, кто совершенно осознанно изобразил это общество в целом как общество патологическое. Причем, изобразил тогда, когда это общество еще не имело никаких критериев и считало себя вполне здоровым. По этой причине, скорее всего, роман о Мастере, будь он напечатан в 30-х годах, был бы отвергнут общественным сознанием. Со временем, когда едва ли не треть населения страны усвоила опыт лагерной жизни, появилось и осознание кризиса.

Но Булгаков, понимая все происходящее не хуже, чем мы сегодня, воспринимал все несколько иначе, чем в реалистических произведениях 50- годов (обществу потребовалось конкретное знание): Он воспринимал все это как абсурдное иррациональное бытие. А это – родная стихия дьявола. Поэтому дьявол появился в романе не случайно. Более того, его необходимость была интуитивно осознана раньше того, чем появилась фигура Мастера, которая потом встала в центр.

Оказалось, что булгаковский Мастер живет в насквозь порочном мире, мире, не имеющем будущего. Этот мир, говоря языком автора, покрыт «гниловатой плесенью». Воланд попал в странную ситуацию: работа по совращению душ уже произведена, ему остается только раздавать наказания. Сложность у него возникает лишь с Мастером и его возлюбленной. Обратимся к финальным страницам романа.

Мы не чувствуем, что Мастер уходит в такое же счастье, как Пилат: по лунной дорожке, навстречу воображаемому собеседнику. Даже на последних страницах романа, приносящих Мастеру покой, нам за него грустно.

Интересно
М. Чудакова пишет, что Мастер не заслуживает света, только лишь покой потому, что пользовался услугами дьявола. «Мастер слепо идет туда, куда направляет его Воланд», – пишет исследователь. Подобное объяснение нельзя принять. Следуя такой логике, скорее уж Маргарита должна была стать законной добычей Воланда, потому что она, как некогда Фауст, подписала известный контракт.

Но если Маргарита искупила свой грех любовью, то чем же искупил его Мастер? И был ли он грешен? Думаю, был. До тех пор, пока в нем не проснулся творец. Ибо прожить десятилетия так, чтобы потом даже не суметь вспомнить о них – это грех. И Мастер в конце концов понял это. И как только понял – начал жить. Его жизнь – это его творчество. И Мастер никак не мог «слепо идти за Воландом» еще и вот почему: то, в чем проявляется божественное начало, дьяволу недоступно.

Тут необходимо учитывать и тот факт, что Воланд Булгакова – не совсем традиционен (не совсем традиционный образ дьявола) – в силу того, что мышление Булгакова было не столько религиозным, сколько светско-философским.

Отсюда и сими понятия «покоя» и «света» носят не совсем тот смысл, который придают им религиозно мыслящие люди. «Не будешь ли ты так добр подумать над вопросом: что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени? – спрашивает Воланд у Левия Матвея. Здесь подбор понятий (добро – зло, свет – тень) переводится в область чистой философии.

В такой постановке вопроса реализуется очень важная для Булгакова мысль о механизме равновесия добра и зла, от которого зависит устойчивость миропорядка. И в истории московских похождений Воланда, и в духовном поединке Иешуа с Понтием Пилатом, и в драматической судьбе Мастера и Маргариты – настойчиво прослеживается один мотив: вера в закон справедливости правого суда, неизбежного возмездия злу.

В законе справедливости, трубадуром которого выступает Воланд, есть одна сторона, неприятная ему самому. Воланд глух к идее милосердия. Однако, хотя в романе милосердием занимается другое ведомство (ведомство возмездия и ведомство милосердия), именно милосердие представлено Булгаковым как иное лицо справедливости. Понтий Пилат, как и Фрида, получает прощение, и Воланд говорит Мастеру, что он может теперь закончить роман одной фразой. «Свободен! Свободен! – кричит Мастер.

Романный мир «Мастера» полон чудес и устроен на прекрасной и надежной основе. Но весь фокус в том, что внутри романа становится очевиден не только этот круг, но и то, что вне его. Так, Маргарита, находясь внутри круга, может намазаться кремом и превратиться из печальной отчаявшейся женщины в жизнерадостную озорную ведьму.

«Силовое поле внутри этого круга таково, что расшатывает неподатливость любого предмета или существа. Но оказывается, что над усталостью измотанного, затравленного человека не властна даже эта чара. Сделать такое чудо не под силу Булгакову. Он не способен добыть крем для Мастера. Мастер оказывается как бы вне круга.

Трагедия Мастера – отраженная трагедия Булгакова-автора. Он вообразил и подарил читателю праведно устроенный мир, в котором, при всех реальных тяготах, человеческая жизнь имеет и защиту, и прощение, и оправдание, и нравственный смысл.

Но сам он неподвластен чуду. Он неспасаем. Он знает и убежден, что высшее благо для человека – надеяться на Того, кто «перерезает волосок жизни». Но сам не чувствует и не верит, что его жизнь находится в руках того, от чьего имени ему скажут: «Ваш роман прочли». Роман Булгакова, глубоко философский и нравственно спасительный, – трагедия.

Размышляя над вопросом: почему Мастер не заслуживает света, только лишь покой, необходимо учитывать и еще один момент. «Есть среди разнообразных теорий такая, согласно которой «каждому будет дано по его вере», – так говорит на балу Воланд, обращаясь к отрезанной, но живой голове Берлиоза. Да сбудется же это! Вы уходите в небытие, а мне радостно будет из чаши, в которую вы превращаетесь, выпить за бытие». Бытие, за которое пьет Воланд, и небытие, в которое уходит Берлиоз, даны им по разной вере.

По-видимому, и Мастер испытывает на себе действие этого же закона: не милосердие тут ограничено само по себе, а вера получила то, что по этой вере возможно. Вера Мастера, который не закончил свой роман воскресением бродячего философа, а похоронил его, как и других казненных, Вера Мастера, который устал от своего романа, боялся его и сжег его. Так что уготованный ему покой означает только то, что мера усталости и безверия Мастера должна исчерпаться в покое, прежде чем этот покой сменится светом.

По мере того как раскрывается содержание романа, возникает самый глубокий и фундаментальный третий план. Его роль в романе Булгакова – основополагающая. Главная тема романа Мастера и всего романа Булгакова – Власть и Время. Власть в романе Булгакова представлена в своем наиболее концентрированном виде – в форме диктатуры.

Сталинский режим по своей сути был классической формой политической деспотии. Могут ли в таком обществе диктатор и художник не вступать в конфликт? Нет, не могут. Но диктатор вынужден заботиться о своем реноме в истории. Потому-то Сталин время от времени, прежде чем отправить того или иного художника в небытие, пытался выяснить степень одаренности того, кого он наметил жертвой. «Но ведь он же мастер, мастер?», – допытывался Сталин у Пастернака, прежде чем отправить в ГУЛАГ Мандельштама.

Интересно
Булгаков не мог не знать об этом разговоре. М. Чудакова высказывает предположение, что и безымянность Мастера в романе, и само название романа, может быть, напрямую связаны с этой репликой Сталина, которая должна была иметь для Булгакова огромное значение (сегодня – один мастер, завтра – другой). Очень может быть.

Во всяком случае, реплика Маргариты: «Он мастер, мессир, я вас предупреждаю об этом!», – появилась в романе не случайно. Маргарита вдруг переходит на ультимативный тон: «Я вас предупреждаю!» – Воланда! Но, в отличие от малообразованного диктатора, Воланд прекрасно понимает, с кем имеет дело. Отношение Булгакова к теме Время и Власть выражено в романе недвусмысленно.

Нравственно-философский смысл романа состоит в категорическом неприятии любой формы жизни, которая подавляет в человеке духовное начало и самого человека низводит на уровень биологического существа. Но в более конкретных пределах, применительно к истории нашего общества, этот роман, безусловно, не что иное, как страшный суд над административной системой и ее создателями.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)