Общая характеристика государственных юридических лиц
Общие признаки государственных юридических лиц. К числу таких признаков относятся:
1) государственные юридические лица создаются Советским государством на базе государственной социалистической собственности для управления имуществом, осуществления производственной и иной хозяйственной деятельности, удовлетворения материальных и духовных потребностей советских граждан и др.,
2) государственное имущество, заккрепленное за государственными организациями, состоит в их оперативном управлении. 0ни не являются субъектами права собственности;
3) через государственные юридические лица Советское государство осуществляют свои важнейшие функции, в частности плановое руководство развитием народного хозяйства;
4) они осуществляют свою деятельность в системе органов власти, управления и руководства народным хозяйством, наукой, культурой и просвещением:
5) их деятельность строится на сочетании централизованного руководства с инициативой и самостоятельностью самих юридических лиц.
К государственным юридическим лицам относятся производственные, научно-производственные и иные объединения, предприятия (заводы, шахты, совхозы и др.), учреждения (вузы, больницы, музеи), научно-исследовательские и проектно-конструкторские институты, сбытоснабженческие организации и т. д. Все они обладают материальными и правовыми признаками юридического лица.
Однако юридическая личность перечисленных государственных организаций неодинакова, ибо они обладают различной правосубъектностью.
Так, с точки зрения правосубъектности предприятие отличается от совхоза или вуза, а последнее – от железной дороги и Госбанка, хотя все они являются государственными юридическими лицами.
В зависимости от целей, для достижения которых созданы юридические лица, правовой режим имущества, находящегося в их оперативном управлении, неодинаков.
Основы (ст. 11) выделяют три группы государственных юридических лиц:
1) государственные предприятия и иные государственные организации, состоящие на хозяйственном расчете, имеющие закрепленные за ними основные и оборотные средства и самостоятельный баланс;
2) учреждения и иные государственные организации, состоящие на государственном бюджете и имеющие самостоятельную смету, руководители которых пользуются правами распорядителей кредитов (за изъятиями, установленными законом);
3) государственные организации, финансируемые за счет иных источников и имеющие самостоятельную смету и самостоятельный баланс.
Хозрасчетные государственные юридические лица необходимо также классифицировать по видам деятельности, что существенно отражается на их правосубъектности. В связи с этим принято выделять юридические лица по производству продукции, по выполнению работ и по оказанию услуг.
- Прекращение обязательств
- Основания освобождения от гражданско-правовой ответственности
- Основания гражданско-правовой ответственности
- Основные виды гражданско-правовой ответственности
- Социальная сущность, функции и основные формы гражданско-правовой ответственности
- Гарантия
- Понятие задаток
- Сущность поручительства
- Действия залога
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу