Наглядные методы обучения естествознанию
Это способы овладения учебным материалом, при котором новые знания дети получают при восприятии наглядных, экранных пособий и демонстрационных опытов.
Но это не означает, что все занятия проводятся с применением наглядных методов обучения. Наглядность может служить иллюстрацией к рассказу учителя для усиления его образности, но источником знаний в этом случае все же остается слово учителя.
При восприятии демонстрируемых объектов или явлений учащиеся с помощью вопросов и заданий учителя осмысливают увиденное, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.
Примером может служить изучение круговорота воды. Учитель демонстрирует опыт по испарению и конденсации воды. Дети наблюдают и рассказывают, что при нагревании вода испаряется, поднимается вверх и, соприкасаясь с холодной поверхностью, вновь превращается в жидкость. Капельки воды под собственной тяжестью отрываются и вновь падают в сосуд с водой.
Учитель вместе с классом выясняет, что в природе можно наблюдать подобное явление во время дождя. Источником тепла для испарения воды с поверхности Земли является Солнце. Чтобы выяснить, как происходит охлаждение пара, учитель вывешивает таблицу, на которой изображены горы со снежными вершинами.
Ученики узнают, что с поднятием на высоту температура воздуха понижается. Выясняется, что высоко над поверхностью земли пар охлаждается, превращаясь в капельки воды или кристаллики льда, из которых состоят облака. Из облаков вода возвращается на Землю в виде дождя и снега. Так происходит круговорот воды в природе. Этот процесс моделируется на магнитной доске, или создается анимация на компьютере.
Данный урок проводится наглядными методами, т.к. источником знаний детей служат демонстрация опыта и таблицы, моделирование круговорота воды в природе. Выводы и обобщения дети делают самостоятельно под руководством учителя.
Опыт показывает, что наиболее целесообразно к наглядным методам обучения отнести:
- демонстрацию наглядных и аудиовизуальных пособий;
- демонстрацию опытов;
- моделирование.
В педагогических источниках часто встречается разделение наглядных методов на метод демонстрации и метод иллюстрации. Данная классификация слишком условна, т.к. в определенных случаях возможно отнести отдельное средство обучения как к демонстрационным, так и к иллюстративным.
- Методы и формы организации контроля
- Виды контроля результатов обучения
- Контроль и оценка результатов обучения естествознанию
- Проектная деятельность младших школьников
- Внеклассная работа по естествознанию
- Домашняя работа по естествознанию
- Методика проведения фенологических наблюдений
- Внеурочная работа по естествознанию
- Классификация экскурсий
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу