Истоки искусства

Вот мы, наконец, подошли к тому разделу книги, содержание которого в наибольшей степени отвечает расхожему представлению о том, что означает слово «культура». В самом деле, когда в средствах массовой информации ежедневно сообщают о новостях культуры, то все, естественно, ожидают, что речь пойдет о театральной жизни, кино, музыке, живописи, выставках, концертах и прочем в том же духе.

Если мы слышим словосочетание «деятель культуры», оно ассоциируется у нас отнюдь не с дворником или уборщицей, не с работником торговли, не с водителем троллейбуса или трамвая и даже не с врачом, учителем или ученым, а только с чело- веком, принадлежащим к сфере искусства.

То же можно сказать и о «министерстве культуры», которое, как понятно, отвечает не за чистоту наших дворов и улиц и не за поря- док на них, а за то, чтобы в стране развивались и расцветали все «сто цветов» искусства и все, что к ним относится. Так что, если кто-то считает, что понятие «культура» покрывает исключительно сферу искусства со всеми его многообразными формами, сильно не ошибется — по крайней мере, все его поймут.

Если же употреблять понятие «искусство» в более широком значении, то здесь мы обнаружим фактически полное совпадение понятий искусства и культуры. В самом деле, в этом смысле под искусством понимается любое творчество человека, равно как и высокое мастерство или умение в его осуществлении. По сути же дела и за редким исключением любая человеческая деятельность есть деятельность творческая, и быть иной она не может ввиду особой природы человека.

Обычно мы применяем понятие «искусство» к любому виду деятельности человека — искусство токаря, пекаря, сапожника, водителя, моряка, летчика, спортсмена, портного и т.д. и т.п., — понимая под этим словом высокое профессиональное умение. К какой бы сфере это понятие ни относилось, оно неотделимо от творчества, поскольку нельзя быть искусным ни в чем без приложения творческих способностей.

Вот почему к животным слово «искусство» не применимо, даже если нас восхищают их сноровка и умение, в специфических видах их жизнедеятельности. Эти сноровка и умение, идут не от творческого начала, коего они лишены, а от данного им природой инстинкта.

Как бы мы ни восхищались трелями соловья, умением паука плести свою ажурную паутину и даже проделками дрессированных животных, мы не можем отнести их к творчеству, а тем самым и к искусству. Если мы и применяем к животным это понятие, то чисто метафорически.

Итак, понятие искусства, взятое в широком смысле слова, и понятие культуры практически совпадают по всем своим параметрам: то и другое суть полное выражение многогранных творческих способностей человека и их воплощение.

Однако понятие искусства (творчества) применяется чаще в другом, более узком и специальном смысле, а именно: искусство как художественное творчество. Так, скажем, в диалоге Платона «Пир», к которому я не раз уже обращался, об этом различии упоминает в беседе с Сократом та же Диотима.

«…Ты знаешь, — говорит она Сократу, — творчество — понятие весьма широкое. Всё, что вызывает переход из небытия в бытие, есть творчество, и, следовательно, создание любых произведений искусства и ремесла можно назвать творчеством, а всех создателей — их творцами». Затем Диотима делает важную оговорку:

«…Однако их не называют творцами, а именуют иначе, ибо из всех видов творчества выделена одна область — область музыки и стихотворных размеров, к которой и принято относить наименование “творчество”».

Вот эту специально выделенную «область» и стали с древнейших времен условно называть «сферой искусства» или просто «искусством». Условность же, как известно, составляет важнейшую особенность культуры человека и даже, можно сказать, всю ее целиком. Поэтому если какое-нибудь понятие первоначально было принято как временное и условное, но затем вошло в обиход, то это- го порядка вещей уже не изменить, как тут ни старайся. Так произошло и с понятием «культура».

И тем не менее понятие искусства отнюдь не покрывает всего, что мы связываем с культурой. Более того, искусство есть лишь ее часть, я бы даже сказал — ее плод, притом плод весьма специфический.

Возможно, эта специфичность и придала искусству особую значимость в жизни людей и общества, притом значимость, не совсем соразмерную той пользе, которую оно приносит.

Некоторые мыслители даже считали, что искусство наносит прямой вред человеку, поскольку развращает его, порождая чрезмерные вожделения и потребности, равно как и антиобщественные страсти. К этим мыслителям отнесем в первую очередь Ж.-Ж. Руссо — этого великого«женевского мечтателя».

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)